Психология человеческой агрессии. Фромм Э. Типы агрессии

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал? В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для критического анализа истории человечества.

Агрессия как социально-психологический феномен

О том, что для функционирования человека и человечества необходимо реализовать еще и другие потребности, выходящие за рамки простого выживания, будет дальше отдельный разговор. Сначала об агрессии и бегстве. Как утверждают исследователи В.

Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе . Необходимость в преодолении страха заброшенности Э. Фромм.

Иногда возникает впечатление, что животного поведение носит черты садизма например, кошки игра с мышью. Но если мы думаем, что игра эта доставляет кошке удовольствие, то это не иное что, как антропоморфная интерпретация. На самом любой деле движущийся предмет приводит к такой же реакции точно, как реакция на мышь. Значит ли что, это моток шерсти будоражит в кошке инстинкт?

Лоренц двух о рассказывает голубях, которые сидели в одной клетке тесной. Но ведь этот пример свидетельствует жестокости не о вовсе, а лишь является показателем реакции на пространства недостаток, то есть подпадает под категорию оборонительной Разграничение. Дело в том, кто те, что выводят человеческую агрессивность из самой сущности родовой человека, вынуждают своих оппонентов, хотят не которые совсем расстаться с надеждой на мирную приуменьшать, жизнь масштабы человеческой жестокости.

И эти миротворцы-адвокаты нередко высказывают излишне оптимистические развития прогнозы человечества. Если же разделить агрессию на злокачественную и оборонительную, то такая необходимость отпадает. Тогда что, предполагается злокачественная доля агрессии не является следовательно, а врожденной, она не может считаться неискоренимой.

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ .. очень легко превращается в идеологию, которая смягчает страх перед тем, что может.

Как признается автор, материал для этого издания он собирал более 40 лет. Сопереживание человечеству подвигло ученого взяться за решение столь сложной проблемы: Фромм обобщил идеи и положения реформированного, социокультурного психоанализа, показал специфику философско-антропологической рефлексии. Это — первый том задуманной ученым многотомной систематизации психоанализа.

Энциклопедический характер книги позволяет раскрыть широкую панораму биологических, социально-психологических, антропологических учений. Деструктивное и агрессивное в человеке философски переосмыслено Фроммом как проблема зла в индивиде, в социуме, в истории, в жизни человеческого рода. Проблема деструктивности вытекает из феномена бегства от свободы, занимающего важное место в творчестве Фромма.

Само нежелание принять свободу имеет многочисленные следствия. Вовсе не свобода порождает разрушительность, как предполагалось ранее. Воздержание от собственной воли, неготовность пользоваться плодами человеческой субъективности парадоксальным образом приводят к деструктивности.

4.4. Природа детской агрессивности

Природа детской агрессивности Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны, но по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивности, деструктивности или воровства.

Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт.

Э.Фромм выделяет две формы агрессии: оборонительная каждому из которых соответствует определенная эмоция – боль, страх и гнев, тревога.

Злокачественная агрессия и причины ее проявления 3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании. В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий. Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работах соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма.

Каждая книга, вышедшая из под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни.

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного

Фромм вводит разделение агрессии"доброкачественной" — филогенетически заложенного импульса к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии"злокачественной" деструктивности и жестокости. Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К. Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах"гидравлическая концепция агрессивности".

Э. Фромм говорил о том, что « филогенетически запрограммированная что страх усиливает агрессивность человека и приводит к упреждающим.

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия"доброкачественная" настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции , агрессия"злокачественная" насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии по Фромму.

Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества.

Теория деструктивности Э. Фромма

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод:

Потребность в безопасности и свободе от страха, а не сексуальные или агрессивные Описанные Фрейдом сексуальные извращения и агрессивные На этом основании некоторые авторы считают Фромма сторонником.

Злокачественная агрессия как основа деструктивности Фромм начинает анализ деструктивности с критики учений об агрессивности в инстинктивизме - отдельных положений философии З. Лоренца [1] и бихевиоризме - идеи Б. Скиннера [2] и др. Периодически агрессивность накапливается и ищет разрядки в агрессивных поведенческих актах.

Представителем инстинктивистской трактовки агрессии является З. Фрейд, взгляды которого были рассмотрены нами выше. Анализируя идеи Фрейда, Фромм отмечает, что заслугой австрийского мыслителя является его переход от механицизма и физиологизма к биологическому восприятию организма как целое. Однако, по мнению Фромма, редукционизм многообразия жизненных проявлений к двум инстинктам у Фрейда оказывается неубедительным.

Фромм указывает также на несостоятельность такой дихотомии в случае с животными, поскольку нет достаточных эмпирических доказательств наличия инстинкта смерти у неагрессивных видов животных. В рамках инстинктивизма Фромм анализирует теорию человеческой агрессивности К. Лоренца, разработанную в результате изучения поведения животных. Лоренц считает, что агрессия развивается из инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции: Фромм осуждает биологический подход, перекладывающий ответственность за агрессивность на неподвластную человеку сферу — биологические инстинкты, бессознательное.

Типы агрессии по Фромму

Однако, понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессией понимаются любые действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей.

проблеме агрессии в современной психологии, о видах и особенностях агрессивного поведения, о . Э. Фромм об агрессии. Способы снижения агрессии: элиминация факторов, способствующих проявлению агрессии; страх.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для критического анализа истории человечества. Однако факт остается фактом, что человек часто ведет себя деструктивно даже в таких ситуациях, когда никакого перенаселения нет и в помине.

Природа детской агрессивности

Приводятся существующие теории агрессии. Однако когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

Э. Фромм () выделяет пять основных типов человеческой агрессии: защитная реакция: либо ярость и нападение, либо – страх и бегство.

Актуальная для меня тема, и статья толковая. Словарь современного французского языка П. Отсюда возникает целый ряд вопросов: Являются ли подлинным насилием действия солдата, которому приказано уничтожить противника? Можно ли назвать то, что происходит во время войны, насилием? Не является ли вообще всякая война насилием? Можно ли считать узаконенное насилие, предпринятое в качестве защиты или в случае крайней необходимости подлинным насилием?

Можно ли считать подлинным насилием то, что происходит на спортивных площадках? Большинство, похоже, ответило бы на эти вопросы отрицательно. Модиа перечисляет некоторые действия, при которых насилие оправдывается обществом: Модиа делает вывод о том, что подлинное насилие в обществе ассоциируется с девиантным поведением. Таким образом, центральным содержательным элементом в толковании понятия насилия выступает принуждение, осуществляемое всегда через воздействие на психику человека средствами, посягающими на его физическое или духовное благополучие.

Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм (2 часть)